Причины скрипа тормозной системы
Скрип тормозов – частое явление, с которым рано или поздно сталкивается практически каждый автолюбитель. И мало кому это нравится. Причин может быть великое множество, ведь тормозная система – сложный механизм, который состоит из большого количества деталей. Скрип является результатом вибраций, неизбежно возникающих при работе тормозов. Более того, он усиливается за счет самих компонентов системы – дисков, суппортов. Даже колёсная арка или элементы подвески могут вносить свой вклад в появление шума.
Конечно, есть явные причины скрипа, например, износ колодок. И здесь решение одно – их необходимо заменить. Но иногда случается так, что звук появляется без явных предпосылок. Он может появиться и вскоре после установки новых колодок, а может гораздо позже, при этом без сильного износа фрикционного материала.
Давайте разбираться.
Отсутствие противоскрипных пластин
Данный элемент задуман конструкторами не просто так. Во-первых, пластины способствуют отведению тепла от колодки. А, во-вторых, они выступают в роли демпфера и гасят вибрации, которые и являются причиной скрипа. Очень важно установить их на новые колодки и сделать это правильно, не забыв смазать колодки и пластины смазкой. Только после этого колодки можно устанавливать в суппорт.
Не притертые новые колодки
Очень важно подготовить фрикционный материал к высоким рабочим температурам и притереть колодки к тормозным дискам. Дело в том, что фрикционный материал новой тормозной колодки условно «мягкий». В процессе так называемой притирки обеспечивается равномерный и постепенный прогрев фрикционного материала, после чего его твердость достигает нормативных значений. Если же пренебречь процедурой притирки колодок и сразу же подвергнуть их максимальным нагрузкам, например, резкому или продолжительному торможению, то внутри фрикционного материала образуются очаги локального перегрева.
В этих областях «запекаются» отдельные компоненты, входящие в состав материала колодок. В итоге, тормозные колодки получают неоднородную структуру материала, а эти перегретые области действуют на тормозной диск подобно острым иглам, царапая его и создавая борозды. Как следствие, тормозная система автомобиля издаёт сильный скрип, колодки и диски быстро приходят в негодность и требуют замены. ADVICS рекомендует проезжать не менее 200 км в обычном городском режиме без резких или излишне затяжных торможений.
Обратите внимание на то, как именно вы тормозите. Постоянное удерживание ноги на педали может приводить к перегреву тормозов даже при невысокой скорости движения. А правильнее и безопаснее использовать интервальное торможение - когда вы на 2-3 секунды нажимаете на педаль тормоза, потом отпускаете, и при необходимости тормозите снова. В интервале между нажатиями, тормозная система успевает немного остыть и сохраняет свою эффективность.
Установка новых дисков
Если вы меняете диски на новые, не забудьте удалить защитную смазку, которая наносится на заводе. Так торможение будет безопасным и на диск не будет налипать пыль и грязь. Кстати при замене дисков, замена колодок обязательна.
Старые изношенные диски
Что касается дисков с пробегом, они заслуживают отдельного внимания. При трении любой металл изнашивается. На его поверхности появляются углубления и борозды, или же диск изнашивается настолько, что требует замены.
Чем грозит такое состояние? При установке новых колодок в паре с сильно изношенным диском колодки могут при работе задевать бортик на краю диска и скрипеть. Если же на поверхности диска присутствуют глубокие борозды, то новые колодки будут долго и достаточно шумно притираться. Эффективность торможения при этом так же будет снижена из-за меньшей площади контакта между диском и колодками.
Полезный совет. При установке новых колодок в паре со старым диском очистите поверхность диска наждачной бумагой. Это удалит остатки старого фрикционного материала с диска, и притирка новых колодок пройдёт быстрее.
Если остаточная толщина дисков достаточна, то возможна их проточка на специализированном оборудовании. Важно, чтобы эта операция проводилась квалифицированными специалистами. Наилучшим же решением с гарантированным результатом будет замена изношенных дисков на новые.
Неисправный суппорт
Зачастую даже после установки новых колодок и дисков неприятный звук никуда не уходит. Мы не подумали про суппорт, а ведь именно он отвечает за прижим колодок к диску. Со временем его резиновые детали изнашиваются, внутрь попадает пыль и грязь.
Поэтому подвижные части, а это направляющие и поршень, могут заклинить. Это чревато неравномерным прижимом и износом колодок. Суппорты бывают и многопоршневыми. В этом случае нередко один из поршней может начать подклинивать, в то время как остальные работают исправно. Колодки прижимаются к диску с перекосом, и опять же скрипят.
Чтобы избежать проблем с суппортами, необходимо проводить их регулярное обслуживание и замену изношенных деталей. Подробную инструкцию читайте в нашей статье про обслуживание суппорта.
Мы рассмотрели самые частые причины возникновения скрипа. Советуем вам не оставлять посторонние звуки без внимания и сразу устранять причины, чтобы исключить какие-то действительно серьезные поломки. Спасибо за внимание и до новых встреч!